Театр у моста - 2001 - 2002

Электронная продажа билетов

Авторизация
Логин:
Пароль:

Зарегистрироваться Забыли пароль? Правила бронирования

2001 - 2002


11.01.2001 Страшилки и гениальные «ребусы»

В дни зимних каникул вволю повеселились дети и взрослые на новогодних представлениях в театре «У Моста»
Посетители были не только зрителями премьерной постановки «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца. Но в антракте и после спек­такля они могли сами войти в мир этой сказки. В фойе для них рабо­тали трактир «У Эмилии», ателье фотохудожника с немедленным вручением вам снимка после щел­чка объектива, школа охотника… Но коронным аттракционом был «3амок ужасов», если судить по очереди, которая столпилась у его входа.
Мы сидим в кабинете с худо­жественным руководителем теат­ра Сергеем Федотовым. Нас окру­жают афиши спектаклей, постав­ленных им в Чехии, Польше. Гордо возвышается стоящая на шкафу престижная награда — гран-при Пермского областного фестиваля «Волшебная кулиса». Ее Сергею Павловичу вручили два года назад как лучшему режиссеру. Висят на стенах другие памятные подарки. Театр — лауреат 16 всероссийских и 30 международных фестивалей. И у меня серьезное задание — взять интервью о его работе и замыслах и новом году. Но я задаю далеко не театральный вопрос: «А что вы умеете делать, кроме спектаклей?»
- Да почти все! — ответил он. — Шить, готовить, могу дом постро­ить. У меня папа строитель, у него еще в детстве кое-чему научился. Знаю, как мед на пасеке собирать, огородные дела тоже знакомы. Люблю еще водить машину…
- О, машина… Это же тоже своего рода «замок ужасов», не правда ли?
- Ну если в том смысле, что позволяет испытывать острые ощущения. Быть за рулем для меня такое счастье! Когда я берусь за руль, я про все забываю.
- А вот у вас была серьезная авария. Она не охладила ваш пыл?
- Что вы! Я через неделю снова сел за руль…
- Если я правильно поняла, в принципе, любое дело вам по плечу. Но есть же особые сложности, в том же театре…
- Согласен. Если говорить о театре, для нас самое сложное — это атмосфера как во время спектакля, так и внутри творческого коллектива. Михаил Чехов гово­рил, что спектакль без атмосферы, все равно что человек без души. Главная цель наших спектаклей — создать в каждом из них свое ма­гическое, инфернальное простран­ство, и зрители потом говорят, что они побывали в каком-то ином мире, совершенно не похожем на простую жизнь и в который их тя­нет снова побывать.
А атмосфера в коллективе… Театр — это такая организация, где много талантов, и каждый имеет свои амбиции, легко обижается, если ему кажется, что он «не про­явился». Трудно при этом созда­вать атмосферу дома. Но у нас, как мне кажется, она есть. У нас акте­ры друг друга любят, они помога­ют друг другу, подсказывают, как лучше сделать роль. Такая взаи­мовыручка, такое взаимопонима­ние, добрая человеческая атмос­фера были заложены с первых дней существования труппы.
- Часто говорят, что художе­ственный руководитель — это дес­пот. Другие утверждают, что это прежде всего лидер. В чем отли­чие первого от второго?
- Артисты у нас все хорошие люди, но в силу своей творческой натуры они любят свободу, и есть своеобразная артистическая воль­ница, которая часто входит в кон­фликт с дисциплиной. Поэтому художественный руководитель должен быть с железной волей.
Если он принимает какие-то ре­шения, они должны быть разумны­
ми и должны приниматься своев­ременно. У нас должна быть доб­ровольная диктатура, иначе — развал.
- У вас в репертуаре почти одна классика. Значит ли это, что современность, современные авторы недостойны вашего внима­ния?
- Современность и современ­ные пьесы — это две разные вещи. В спектаклях по классике мы ставим проблемы сегодняшние. То, что происходит в «Мастере и Маргарите», «Преступлении и наказании», «Женитьбе Бальзаминова» — все это актуально, все это болит у нас сей­час. А современные пьесы мне ка­жутся недостаточными по богатству смыслов. Когда я открываю «Женитьбу» Гоголя, я чувствую, какой это гениальный «ребус», где можно «копать» и открывать бесконечно…
- Имеет ли для вас особое значение тот факт, что мы нахо­димся на рубеже тысячелетия? О чем вы мечтаете в новом веке?
- Вообще-то, я считаю, что личность делает историю. Как го­ворил Козьма Прутков, «если хочешь быть счастливым, будь им». Как говорил Наполеон, «если я решил, я добьюсь»… Но в переходные эпохи, а нынешняя такова, наступает ситуация, когда происходят какие-то магические вещи, неподвластные человеческой ло­гике. Но воля человека остается при нем… Я уверен, все зависит от личности человека.
А мечты… Если говорить узкопрактически, я три года подряд планировал (но не получалось все) набрать актерский курс специаль­но для театра «У Моста». Нынче это сбудется. В более широком пла­не, мечта такая: хотя мы с 1992 года официально считаемся госу­дарственным театром, но отношение к нам до сих пор как к пасын­кам. Надеюсь, что в новом веке городская власть будет о нас за­ботиться так же, как областная — о других театрах Перми…
 
Галина Куличкина
 
«Профсоюзный курьер», 11 января 2001 года.