Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

02.07.2018

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО К ГУБЕРНАТОРУ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Уважаемый господин Губернатор!

Досточтимый Максим Геннадьевич!

Нет никакого сомнения, что Пермский край опирается на стратегию культурного развития региона, в которой существенное место отдано и театральному искусству.

Пермь не раз привлекала к себе самое серьезное внимание арт-критиков, политиков и гражданское сообщество всей страны. Сегодня, смею надеяться, преодолен тот культурный конфликт, который был связан с превращением Перми в некую «культурную столицу» (идея внедрена Дж. Соросом), насыщенную рискованными культурными практиками. Для многих из нас, кто знает пермскую культуру, она давно и не без оснований известна во всем мире и не нуждается в дешевой «столичности»: от пермского периода в геологии, пермской деревянной скульптуры и памятников архитектуры до знаменитого Пермского театра «У Моста».

Театр «У Моста», прославивший Пермь и край по всей стране и за ее пределами, на мой взгляд, представляет собой сложное культурное (а не только театральное) явление. Выросший в труднейшее время «реформ», этот театр был создан Сергеем Федотовым как театр больших и уникальных художественных задач. Когда буквально все («старые» и «новые» театры) гнались за подражанием Европейскому искусству и тащили на наши сцены отработанный в Европе материал, – они, напротив, Европе открывали саму себя, поставив модного в мире МакДонаха. Поставив так, как никто в мире его не ставил и не понимал. Они подарили миру «русского МакДонаха», как когда-то в нашей культуре возник феномен «русского Гамлета».
Когда стало модно презирать русскую театральную школу, традиции и классику, – они, напротив, ставят спектакли-манифесты, в которых показывают силу и разнообразие отечественной театральной Школы и русской классики, вплоть до того, что в своем спектакле «На дне» М.Горького, художественно восстанавливают декорации К.Сомова, созданные им для знаменитого спектакля МХТ.

Когда адепты «модернизации» в театре прямо утверждали, что «современное искусство» сознательно разрушает мир традиционных ценностей и табу; сознательно занимается десакрализацией; сознательно искажает все нормы, и принципиально шокирует и травмирует, – театр «У Моста» создавал мощное этическое пространство своих спектаклей, где уважали публику и не оскорбляли ее слуха, где создавали образ человека сложным и призывали понимать нас самих себя.

Я полагаю, что театр «У Моста» один из немногих пермских коллективов, кто не разматывал прежнее театральное наследство, кто не эксплуатировал созданное другими как свой личный бренд, но честным художественным трудом и талантом создал мощный культурный слой в области драматического искусства, реально показал и многим столичным коллективам, что такое культурный суверенитет сегодня. Страна не может обладать политическим суверенитетом, если не обладает суверенитетом культурным. Мы его потеряли в 90-е годы и с большим трудом восстанавливаем. Позвольте мне как критику-эксперту ответственно заявить: роль Сергея Федотова и руководимого им театра в этом процессе очевидна и несомненна. Гастроли в пятидесяти странах мира, полтора десятка фестивалей, на каждом из которых спектакли театра были художественными событиями – это говорит о многом.

Театр «У Моста» накануне своего тридцатилетия. 

Они редко что-либо просили. А теперь просим мы – ценители их искусства, понимающие значение и роль их на театральной карте страны.

Прошу Вас, господин Губернатор, наградить их краевым статусом, сопроводив такой серьезный и уместный культурно-административный жест передачей им здания ДК Телты.

С уверенностью в Вашем должном внимании к театру «У Моста»,
арт-критик, кандидат искусствоведения, доктор филологических наук, Руководитель Центра наследования русской культуры «Института Наследия» МК РФ, член Экспертного Совета МК РФ, член Общественной палаты Союзного государства, генеральный директор Фонда «Культурная политика»

Капитолина Кокшенева

Москва, 01.07.2018