Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

14.03.2020

Далёкая-близкая Ирландия

Пьесы ирландского драматурга Мартина МакДонаха давно стали визитной карточкой пермского Театра «У Моста». Мистический театр открыл эти мрачные комедии для российской публики более десяти лет назад. Постановки Сергея Федотова по МакДонаху сразу пришлись по вкусу зрителю, и это неудивительно. С одной стороны, они наполнены духом далекой, в какой-то степени, экзотической страны – Ирландии, с другой стороны, истории МакДонаха очень близки сюжетам из жизни «Русского мира», а его герои – люди «на обочине жизни» – это понятные и знакомые образы, которые всегда привлекали и отечественных авторов.

В Перми имя МакДонаха, я уверен, знают не хуже, чем в Ирландии. Мы говорим Театр «У Моста» и подразумеваем «МакДонах», говорим «МакДонах» и подразумеваем Театр «У моста». Достаточно посмотреть один-два спектакля, чтобы уловить дух ирландского драматурга. Перед просмотром «Калеки с Инишмана» были и у меня некоторые ожидания. Признаюсь, я не стал читать саму пьесу, не узнавал содержание сюжета до начала спектакля, поэтому я ожидал «канонического», как мне казалось,  МакДонаха… Глубокую и неоднозначную историю из мрачной, безнадежной действительности, над которой, однако, можно смеяться. Да, над ней можно смеяться, пока есть осознание того, что это гротеск, что это некая параллельная реальность, существующая лишь на сцене.…

Однако история «Калеки» гораздо ближе.  И это, безусловно, благодаря вниманию, которое в этой постановки уделили деталям. Художественный руководитель Театра «У Моста» Сергей Федотов воссоздал интерьер каменного, типично «инишмаанского» дома, даже привез настоящий «говорящий» камень с этого острова. Подлинной предстает и сама история. Не может не отозваться трепет придурковатого Бартли перед «Хубба-буббой» и «Чупа-чупсом». 

Достаточно вспомнить свой первый обед в небезызвестном американском ресторане быстрого питания или что-то подобное, чтобы оказаться «на одной волне» с персонажами МакДонаха. Для них это не просто жевательная резинка или конфета – это часть иной, лучшей, как им кажется, реальности. Реальности, непохожей на ту, где жизнь острова без ярких событий, где каждый играет свою строго определенную роль в кругу одних и тех же лиц, где каждый замкнут в мире личных воспоминаний, взаимоотношений, и каждый надеется однажды покинуть это место, особенно калека Билли. Думаю, понять героев этой пьесы сможет любой, представив себя на «своем» Инишмане…

МакДонах ставит два вопроса: действительно ли та, другая «реальность» (тем более, если это Голливуд) лучше? Таковы ли жители Инишмана на самом деле, какими кажутся на первый взгляд? По мере развития сюжета, мы узнаем что-то о каждом персонаже, что по-новому раскрывает его образ, а некоторые и вовсе предстают в новом свете, так, например, «чума» Хелен, оказывается способной на сострадание и благородство.

Перед актерами Театра «У Моста» стояла не простая задача: чтобы быть в образе им пришлось не просто единожды вжиться в персонажей МакДонаха, а еще и перевоплотиться с развитием сюжета, раскрыть с разных сторон характеры героев ирландского драматурга. Благодаря вниманию к деталям в декорациях и костюмах, мы верим, что это действительно Ирландия. Великолепная игра актеров заставляет нас поверить, что «Ирландия – не такая уж дыра», как говорят сами герои. А прочтение пьесы – что Ирландия не так уж и далеко, а Инишман – вне географии и истории, ведь родной остров есть в сердце каждого из нас.

Иван Бурдин