Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

26.05.2019

Чем запомнился Всероссийский театральный фестиваль «ШАГ» в Барнауле

V Всероссийский театральный фестиваль курсовых и дипломных работ состоялся в Барнауле.

Как вы думаете, о чем жалеет мой лучший друг, завоевавший на прошлой неделе Гран-при престижного конкурса в Санкт-Петербурге? О том, что в этот раз он пропустил фестиваль «ШАГ». «Хоть твоими глазами увидеть, – пишет он мне из Северной столицы. – Потрясения случились?» Случились, отвечаю, ведь без них не бывает «ШАГа»…

 

Смелость города берёт

И о потрясениях. Лично у меня они случались в Барнауле и на когда-то еще не новосибирском, а всеобщем «Сибирском транзите», и на «ШАГе». В этот раз я с особенным трепетом ждала выступления гостей из Перми – студенты института культуры привезли музыкальную комедию Авксентия Цагарели и Гии Канчели «Ханума».

Ставить «Хануму» после классической товстоноговской? Для этого, право, нужно иметь смелость. Или быть Федотовым. Играть в ней после Макаровой, Стржельчика, Трофимова? Для этого нужно быть смелыми учениками Федотова.

В рецензиях прежних лет я не раз роптала против приснопамятного «художник так видит». Меня не устраивали напускание дыма и чада, осовременивание классики в костюмах и деталях… да много чего не устраивало! Я многократно озадачивала людей искусства наивным вопросом: «Нельзя ли поставить классическую пьесу так, как видел ее не режиссер – автор?» Почему-то верилось, что сие видение гораздо важнее, интереснее и современнее всех режиссерских инсинуаций. На прошлой неделе я наконец-то убедилась буквально воочию в своей правоте – спасибо Федотову! Ах, что это был за спектакль! Признаюсь, я могла бы посмотреть его еще не раз.

Пермь уже давно считается театральной Меккой, а детище Федотова – театр «У Моста» за тридцать лет своего существования трижды становился номинантом и лауреатом национальной премии «Золотая маска», заслужил 40 (!) Гран-при различных фестивалей, гастролировал в десятках стран. Все почетные звания и заслуги самого мэтра трудно перечислить: худрук театра является заслуженным артистом России, заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Национальной премии Чехии, лауреатом премии Правительства РФ…

Признаюсь, когда в классических костюмах и декорациях, лишь с незначительным дымком от Куры, что «под горой течет», ученики федотовского курса разыгрывали на сцене знакомое почти наизусть действо, я не видела молодых актеров, играющих возрастные роли. Я видела замечательную, абсолютно жизненную историю. Потому что…

«Актеры в этом театре не играют роли, а пытаются проникнуться персонажем, жить как он. И проецируют это на сцене. Получается, что актер не играет – он живет на сцене» – так объяснил мне сущность метода (понятную с первых мизансцен постановки!) исполнитель роли Микича Котрянца – Сергей Пепеляев.

Ничего удивительного нет в том, что пермяки получили на «ШАГе» диплом с формулировкой «За честность и искренность в профессии».

В «Хануме» на барнаульскую сцену вышли не только студенты федотовского курса, но и артист театра «У Моста». Такой подарок ему и зрителям сделал Сергей Федотов. Ведь блистательный Акоп-джан в «Хануме» – это выпускник АлтГАКИ, уроженец Талицы (что совсем рядом со Сростками) Андрей Воробьев.

– Как вам понравилось выступление вашего ученика в «Хануме»? – спросила я Геннадия Старкова, первого педагога Воробьева.

– Андрей – человек на своем месте, – ответил он. – Еще во время учебы он был экспериментатором, много работал, искал... Он признался мне: «Геннадий Васильевич, я нашел свой театр!» Скажу, что и театр нашел его.

– Полагаю, вы гордитесь таким учеником.

– Я многими горжусь. Например, Юлей Пошелюжной – она сейчас ведущая актриса Омского театра драмы; Алексеем Межовым и Александром Поляковым – они работают в новосибирском «Красном факеле»; Андрей Чанцев играет в театре у Безрукова… У меня есть великолепные ученики, и Андрей Воробьев – один из них.

 

Светлана Тирская, выдержка из статьи.

Газета и портал «Алтайская правда»