Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

12.04.2019

«Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами!»

На сцене театра «У Моста» премьера: оживает повесть-гротеск «Крошка Цахес» великого немецкого сказочника Эрнста Гофмана.

В «сказке из новых времен», как называл свое творение сам Э.Т.А.Гофман, автор рисует картину «нового просвещенного мира» Германии начала XIX века, утратившего ценностные ориентиры. В постановке остро заявлен конфликт между романтической утопией и реальным миром, между бескорыстными служителями идеалам красоты и справедливости и филистерами, людьми ограниченными и поверхностными в своих взглядах, между добром и злом.

«Крошка Цахес» – это сказка для взрослого зрителя, актуальная во все времена. Это острая, политически окрашенная сатира, построенная на неприкрытой иронии романтиков над просветителями и воссозданная согласно идеям романтического двоемирия с изобилующей панорамой гротескных сказочных персонажей.

В один день Фея Розабельверде, смилостившись над Фрау Лизой и решив облегчить участь бедной крестьянки, наделяет ее ребенка, маленького уродца Цахеса, необыкновенным даром – окружающие люди перестают замечать его внешние и внутренние изъяны… Теперь все благородные поступки и таланты, освещенные в присутствии карлика, приписываются к его заслугам, а все его гадкие выходки благодаря колдовскому дару, падают тенью на честь порядочных людей. Проходят года, прежнее имя «Цахес» давно забыто, теперь некогда уродливый, мяукающий, плюющийся крошка Цахес – «господин Циннобер», недавно прибывший в город и стремящийся заполучить сердце юной красавицы Кандиды и пост министра княжества. Настоящий уродливый облик Цахеса замечает юный студент Бальтазар, влюбленный в Кандиду, который вместе со своим другом Фабианом и чародеем Проспером Альпанусом начинает борьбу с силами зла…

Сценическое пространство действительно представляется зрителю волшебным: магические переходы из одного мира в другой осуществляются благодаря разделению сцены на два пространства, каждое из которых при правильно подобранном свете и смене декораций, становится то волшебным лесом, в котором располагается тайный особняк волшебника Альпануса, то благоухающей рощей, в которой находится дом профессора Моша Терпина. Неожиданным и магическим предстала перед зрителем режиссерская задумка с зеркалом, в котором, конечно же, не без колдовских чар, возникают образы, показывая героям настоящую картину действительности. Волшебная пыль, полет птицы, музыка – каждая деталь постановки призвана подарить зрителю ощущение, будто тот пребывает в сказке.

Готические образы персонажей будто бы только что сошли из-под пера Э.Т.А.Гофмана. Характеры героев, построенные на авторской поэтике контраста, заслуживают отдельного внимания: на сцене возникает поистине мерзкий карлик «Цахес» (в исполнении Анатолия Медянцева). Центральный персонаж, являющийся отражением пороков буржуазного класса того времени, присваивая себе плоды чужого труда, вызывает неподдельное отвращение и неприязнь.

Спектакль оставляет после себя исключительно положительные и светлые эмоции, но в то же время неизбежно порождает мысль, нет ли в твоем окружении такого «крошки Цахеса» и не являешься ли им ты сам?...

 

Александра Северюхина

Портал «ИнфоМир»